нынешнее
стр.14
 

"ВЛАСТЕЛИНЫ ПОРШНЕЙ"

(фельетон - предупреждение с московской обочины)

      Допустим, Вы купили иностранный джип. Я не говорю о тех покупателях, которые преуспели в бизнесе, выиграли миллион, проявляя эрудицию в телеигре или обнаружили газонефтяной источник на своем садово-огородном подмосковном участке. Они возьмут новый автомобиль у официального дилера, застрахуют все риски и будут озабочены всего лишь только проблемой личной безопасности, что, правда, тоже - не сахар. Но я - не о них. Речь идет о российском мещанине, приобретающем десятилетнюю иномарку у сомнительного частного лица по не менее сомнительным документам с путаницей в цифрах номерных агрегатов. Генеральная доверенность, которая служила двум поколениям семьи продавца в качестве обеденной салфетки, дополняет картину происходящей негоции, не внушая оптимизма. Но зато цена - относится к категории "это Вы можете", при условии ограничения всех остальных потребностей условием - "вот рубль и ни в чем себе не отказывай".
     Описание проблем с регистрацией и натурализацией машины в московской городской и внедорожной среде может служить темой для эпического триллера, а я, желая ограничиться коротким рассказом, затрону, пожалуй, только несколько технико-эксплуатационных вопросов.
     Не секрет, что успешное передвижение аппарата такого возраста предполагает необходимость замены изрядной доли деталей и узлов с удивительными по красоте названиями и поразительными ценами. Если у Вас отсутствует в наличии и близкой перспективе сумма, сравнимая по величине с уже потраченной, то самым правильным решением, по моему, было бы продать автомобиль, пока это еще возможно. Вряд ли кто воспользуется, к сожалению, этим советом. А - жаль. Ну и я, тоже, как - все. Поэтому есть опыт, которым можно поделиться.
     Прошли (или почти прошли) те времена, когда все ремонтные проблемы с разной степенью результативности решались в одном из боксов на территории гаражного кооператива поблизости от, опоясывающей Москву, кольцевой дороги. Новый уровень сложности и разнообразия авто техники привел к необходимости повышенной оборотистости в области маркетинга и менеджмента, как в добывании запчастей, так и в их реализации. Сказать, что этот процесс криминализирован, значит не сказать ничего. А я ничего и не говорю. Важно, что все сферы уже почти поделены, а система охранения конфиденциальных сведений на порядок совершеннее соблюдения режима военной тайны в России. Всем известно, что явных предателей Родины посадить у нас сложнее, чем "замочить" кого надо, где попало. Но я немного отвлекся. Заговорился, а ведь только нами, русскими людьми, так хорошо усвоено с давних пор: - "Болтун - находка для шпиона".
     Эта сфера ремонтных услуг носит полуподпольный характер и, в отличие от солидных представительских фирменных автосервисов, не слишком-то себя рекламирует. Рядовые работники низшего звена там те же, что и в бывших гаражных мастерских и даже - похуже, в частности, - посланцы ближнего славянского зарубежья. Молчаливые, полностью зависимые от хозяев, без минимальной легализации и с мизерной оплатой трудов. Известно, что запчасти здесь подешевле, чем в магазинах и фирменных авто комплексах, а их установка, тем более. Откуда известно? Да, все говорят. Мир слухом полнится. А система распускания слухов функционирует исправно, в отличие от Вашего автомобиля. Происхождение запчастей, правда, сомнительно.
     Конечно, пытаясь сэкономить, Вы отправляетесь по полученному "из рук в руки" адресу. Такое ремонтное предприятие может находиться, например, в самом центре города на территории, арендуемой солидным банком, известным холдингом или печатным изданием международного уровня. Такой законопослушный гигант даже не представляет, какие тараканы свили гнездо в его закромах. Парочка мелких клерков за умеренное вознаграждение камуфлирует самопальный автосервис под безобидный гараж.
     Солидные ворота закрыты, вывески нет, красивая кнопка звонка. Нажимайте. Заходите. Вас давно ждут.
     Господи, как давно Вам не приходилось пребывать в столь доброжелательной обстановке. Вас понимают с полуслова. Ваши проблемы с джипом ясны собеседникам, ведь они - специалисты высочайшего класса, так они представляются. Есть сложности с запчастями, но для Вас, столь приятного им человека, они готовы установить свои из личного резерва. Могут даже снять со своей машины, чтоб доставить Вам удовольствие.
     Вы загоняете автомобиль в гаражное помещение и его обследуют рабочие, подлезая со всех сторон и подсвечивая переноской во все темные уголки Вашего железного друга.
     - Ой, как все запущено! - говорит один.
     - Ой, Ой! - вторит ему другой, - тут, глядите, подтекает, а здесь люфтит. П....ц тачке.
     Даже совсем неразвитый в автоделе человек должен понять, что машина чудом преодолела последние метры и готова развалиться с минуты на минуту.
     Вы стеснительно намекаете на ограниченные финансовые возможности, лихорадочно комкая в кармане пару стодолларовых купюр, отложенных еще Вашей бабушкой на похороны. На Вас смотрят с удивлением и обидой. Какие могут быть счеты между своими людьми? Как-нибудь рассчитаетесь. Не к спеху.
     Вас угощают чаем или кофе. Рассказывают анекдот. Один, второй. Вы начинаете поддерживать беседу. Приятная компания. Почему Вы, прожив полжизни с разными негодяями, только сегодня добрались до столь милых людей?
     Когда Вы застенчиво намекаете на составление калькуляции, то под честными и открытыми взглядами Ваших собеседников хочется провалиться сквозь землю. Становится стыдно, словно попросили родную мать предъявить справку из венерологического диспансера.
     Вы просите выполнить только самое необходимое, уложившись в минимальную сумму затрат и с легким сердцем уезжаете домой. Да! Вас еще могут подбросить на крутой тачке до метро или до дома. Новые друзья не прочь узнать где и как Вы живете. Это же так естественно.
     В течение последующих нескольких дней Вам звонят на работу, домой, Вашей жене, матери и начальнику с целью уточнения перечня работ по ремонту машины. В той или иной форме из Вас обязательно выскочит нечто вроде:
     - Делайте, что надо, но по минимуму.
     Вот, Вы и "попали на деньги", господин - хороший. Вы еще пару раз посещаете дружественный сервис, пытаясь немного ограничить доброжелательный напор по реанимации Вашего джипа. Но не тут-то было. Все идет своим чередом. Не стесняясь Вашего присутствия, учитывая уже упрочившееся взаимное доверие, ведутся разговоры в офисе и по телефонам о "крыше", "отмазках" и "стрелках", существенно расширяющие Ваш кругозор в области современного авторемонтного бизнеса.
     В один из дней (называть ли его прекрасным - на Ваше усмотрение) Вы приезжаете за машиной, получив радостное известие, что она готова. Пока идет разговор за чаепитием руководитель сервиса (или изображающий оного) прикидывает на листочке корявым почерком затраты, складывая числа столбиком.
     - Ну, Вот, - говорит он и кладет бумажку перед Вами. У стула крепкие ножки, он не падает. Это Вы сползаете с него, как медуза с волнореза.
     Сумма значительно превышает все разумные пределы и становится очевидным, что расплатиться в обозримом будущем, даже заняв у всех знакомых по три раза, не представляется возможным.
      - Когда надо заплатить, у меня сейчас нет таких денег? - говорите Вы в призрачной надежде на дружественные узы, соединившие Вас с руководством сервиса.
      - Чем быстрей, тем лучше, - раздается прохладный ответ, - двух дней хватит? Этот открытый и честный взгляд Вам уже известен по постперестроечным событиям. Вы с ним знакомы по "МММ", "Селингу" и "Хопру". Неужели опыт пропал даром?
     Российский гражданин, рожденный еще при социализме доверчив, как дитя. Только нас, наверное, так нагло обкрадывают, спрашивая дорогу к ближайшей библиотеке, обчищая наш автомобиль за нашей спиной, в то время, как мы пытаемся искренне помочь бестолковому соратнику по дорожному движению.
     Если Вам удастся убедить собеседника, что платить совсем нечем, а разрешения на замену самых дорогостоящих блоков Вы не давали, то (в лучшем случае) эти блоки снимут и Вы кое-как расплатившись за остальное увезете машину на эвакуаторе куда - подальше. Из Вас, как поршнем, будут выдавлены и выжаты последние деньги и силы. Ваши "родные" неисправные блоки, наверно, найти не удастся. Их выкинули, незачем хранить барахло (Честный открытый взгляд).
     Угадайте, кто оплатит эвакуатор?
     Если Вам не повезет, то машина становится заложницей и при ее реализации можно получить небольшую сумму в похоронный фонд бабушки.
     Вопросы деловой репутации актуальны для легальных фирм, участвующих в соревновании за клиента в долгосрочной перспективе, а "властелинов поршней", разыгрывающих дружелюбие и особое взаимное доверие с посетителями может привлечь только возможность сиюминутного вытягивания, выманивания, вытряхивания, выдавливания (по поршневой терминологии) любого, пусть даже, мизерного куша. А плохой молвы они не боятся. Люди стесняются рассказывать о том, как они "лоханулись" и побаиваются пресловутой "крыши".
     А Ваши деньги? Бывшие раньше Вашими. Они будут работать.
     Это выкормленный Вами мордастый наглый парень подсек машину Вашего друга и тот улетел в канаву. Это Вы, "лохи", профинансировали группу угонщиков автомобиля известного писателя.
     Выход один. Надо нам всем побольше зарабатывать, чтоб иметь возможность воспользоваться квалифицированными услугами солидных фирм, с презрением и отвращением отвергая сомнительную дешевизну технической поддержки организаций типа "Прохвост и компания". Надо найти работу с хорошей зарплатой. Говорят, что в одном "левом" автосервисе около Тверской платят сотрудникам неплохие деньги.......

г. Москва

 

далее