Зубная
боль. Врачи со сверлилками. Говорят: - «Откройте пошире рот». Ой!
Зубов у меня осталось очень мало, но
с каждым потерянным зубом я получал опыт общения со стоматологами.
Скоро мне этот опыт станет совсем ни к чему. Буду дружить с каким-либо
зубным техником, периодически обновляющим мне съемные безопорные протезы,
и забуду всё. С радостью и восторгом, с наслаждением и удовольствием.
За-бу-ду!!! Всё, всё, всё!
А пока не забыл, могу высказать отдельные
наблюдения из врачебного кресла, входящего в хитрый сверлильно-пилильно-жужжальный
комплекс, оснащенный неизбежной плевательницей. Сколько
я в ней зубов оставил…..
Но, не стоит о грустном.
Сначала немного доброго и светлого.
Зубоврачебных центров, клиник, фирм
и кабинетов с евроремонтом в Москве много. Это хорошо. Есть выбор.
В телефонном справочнике почти десяток страниц. В любой рекламной
газетной колонке солидная группа объявлений. По количеству предложений
в разделе «Здоровье и красота» проигрывает только лечению запоев,
«досугу» с девочками и черно-белой магии с исцелениями и приворотами.
Вслед за стоматологией, немного ей уступая в количестве и напоре,
идут объявления венерологов, специалистов по абортам и окулистов,
вооруженных лазерными скальпелями. Мне кажется, что это говорит не
столько об увлечениях и проблемах москвичей, сколько о прибыльности
сфер частного предпринимательства.
Надо попытаться уяснить себе, что все
эти коммерческие стоматологические предприятия предназначены для получения
прибыли, а медицинский аспект является лишь средством и поводом ее
извлечения из клиентов. Все красивости офиса, гладкость стен и яркость
освещения Вы оплатите из своих кровных. Ситуация, почти такая же,
как и с аптеками. Только недавно Минздрав полностью от аптек отмазался,
заявив, что те относятся к торговым, а не медицинским организациям.
Чем в аптеках торгуют, - мы уже наслышаны и накушаны. Борьба неких
государственных контрольных органов за чистоту фармацевтики прибавляет
здоровья только непосредственным сотрудникам этих контрольных органов
и членам их семей. Перекиньте этот опыт в коммерческую стоматологию
и ясное понимание того, с чем Вы можете столкнуться, - уже почти готово.
Почти все стоматологические заведения,
стремясь оторваться от проклятого и кошмарного зубодробительного прошлого,
несут в своих названиях признаки обновления. Чаще всего применяются
словечки и определения: европейская, профессиональная, супер, экстра,
плюс, международная, американская, новая, новейшая, элитная, семейная,
VIP и пр. и пр. К качеству лечения это отношения не имеет, но характеризует
изобретательность администрации и рекламных служб.
Мы все с давних пор привыкли в наших
районных поликлиниках чувствовать себя бесправными просителями. Особенно
явно это проявлялось в отношении к нам зубных врачей, выполнявших
свой гуманный долг в антисанитарных условиях наших ротовых полостей.
Чем мы на них только не дышали? Как только не выли и не орали от боли?
Огромные очереди, отсутствие обезболивающих средств, долгий, нудный
и многоэтапный лечебный процесс – это родовые признаки бесплатной
стоматологии.
Если же Вы, клюнув на рекламу, пришли
в платный центр, то Вы просто обязаны получить быстрое безболезненное
и качественное лечение. Врачи, в общем-то, те же. Улыбаются редко,
называют пациентов капризными, экономят материалы, щадят оборудование
и норовят погонять чаи в рабочее время. Пациенты тоже те же. Стесняются
потребовать обезболивание, терпят получасовое снятие слепков, давясь
слюной, стесняются кашлянуть и повернуть голову. Самое удивительное,
что в дальнем зарубежье, откуда привалила к нам платная стоматология,
- самым главным принято считать комфорт пациента во время всех этих
вторжений в суверенную оральную зону. Оказывается, существует масса
аэрозолей, капель, мазей, уколов, мастик и спецматериалов, благодаря
применению которых все вмешательства становятся абсолютно безболезненными
и даже приятными. Вас не должно тошнить, слюна не должна течь по губам,
а съемка слепков производится за минуту. Совсем не обязательно, оказывается,
десятки минут ждать отвердевания массы, сидя с открытым ртом и подавляя
внутренние попытки организма выблевать все, что в рот натолкали. Минутка
и все готово. Можно не испытывать боли и огорчений. Надо попросить
за свои деньги то, что Вам хочется, а не то, что осталось в неликвидах.
В тех, настоящих западных «евро» клиниках врач, назвавший вас капризным
за жалобы на боль или рвотные позывы остался бы сам единственным собственным
пациентом.
Появились уже и у нас пациенты новой
эпохи. Один из известных мне людей начинает взаимоотношения с любыми
платными сервисами со скандала. Если не получается сразу, то он сам
скандал порождает. Приезжает он, скажем, в отель. Все звезды на месте,
придраться не к чему. В тот же вечер он оставляет чем-либо красящим
пятно на простынке. Если после уборки в номере простыня не заменена,
то следует вызов администратора, выговор ему в жесткой форме с размахиванием
простыней, как флагом позора отеля. Дальнейшее пребывание его здесь
проходит в режиме постоянной предупредительности и подчеркнутого внимания.
Просто праздник какой-то. Или другой пример из смежной области. Когда
он изредка посещает магазин для приобретения какой-либо мелочи, то
завершается этот визит, обычно, построением всего личного состава
торговой точки от администраторов и продавцов до уборщиц и грузчиков.
Все умиленно улыбаются и униженно просят его принять какой-нибудь
подарок в качестве компенсации за доставленные неудобства. Эти неудобства
он сам, как правило, и синтезирует. Тут ему в изобретательности -
нет равных. Когда ему ставили на зуб пломбу в местной элитной «супердентовке»
типа «Микрохирургия зуба», то вся трехэтажная клиника стояла на рогах.
Мне все это кажется несколько подловатым. Жить так и так себя вести
не хочется. Тем не менее, надо признать, что у него капитал и крепкое
здоровье, а у меня долги и болезни. Одна надежда на жизнь загробную.
Там я, как мне кажется, имею фору изрядная. Если только в Новом Завете
чего не напутано.
Вернемся, однако, к нашим дантистам.
Как мне представляется, врачи-лечебники (это те, которые сверлят,
пломбы ставят и с кариесом борются) ближе к медицине, как таковой,
чем врачи-протезисты. Я тут как-то намекнул одному из них про клятву
Гиппократа. Он долго смеялся и сказал, что без протезов во рту жить
можно. Никто от их отсутствия не умирает. Получается, что клятва действует
только в зоне возможных летальных исходов. Исходя из такой модели,
протезирование ближе к искусству. Где-то и что-то поблизости от античной
реставрации в рамках индивидуальной ротовой полости. Не даром и при
социализме зона зубного протезирования стояла особняком от общей медицины
в перечне необязательных, но полуплатных (или полубесплатных) услуг.
Это приводило к постоянной криминализации всей орто-деятельности и
длительным срокам лишения свободы, особенно для зубных техников, склонных
к преклонению перед одним из тяжелейших металлов – золотом. Думается,
что было бы лучше, если бы протезисты из западных стран открыли у
нас свою практику по всем цивилизованным канонам. Вот было бы счастье
для беззубых клиентов. Такие осторожные попытки уже делаются, но надо
помнить о собственных партизанах-протезистах, претендующих на место
под солнцем и золотым дождем. Эти, закаленные в зонах и лишениях,
отечественные кадры не отдадут нас на милость супостата. Что они с
нами привыкли делать - мы знаем. Что они сделают с импортными конкурентами
– страшно представить.
Хочу предостеречь сограждан от ошибки,
которую я сам постоянно совершаю, относясь к стоматологам по-дружески.
Дело в том, что изрядную часть своей жизни я прослужил на кораблях
Военно-Морского Флота, где корабельный врач – свой брат офицер. В
случае возникновения у кого-либо из экипажа зубной боли или аппендицита,
что составляет довольно большую часть медицинских проблем в автономном
плавании, вопрос решается быстро, радикально, с товарищеским теплом
и заботой. Больное место удаляется. Удаляется раз и навсегда, что
может и не радовать своими отдаленными последствиями, но приносит
мгновенное облегчение. На берегу же отношения совсем другие. Стоматолог-протезист
в московском кабинете Вам не друг, не сват и не брат. Более того,
стараясь снизить финансовые затраты на протезирование Вы, по его мнению,
залезаете в его карман, уменьшая гонорар. Ответ на вопрос об отношении
врача к шепелявому скряге – клиенту, взгляд, в рот которого испугает
даже патологоанатома, кажется очевидным. Поэтому не пытайтесь с протезистом
дружить и ему понравиться, а покажите, что знаете свою цель и пути
ее достижения. Вы хотите за скромные деньги стать белозубым красавцем,
а Ваш врач готов вывернуть наизнанку Ваш кошелек, оставив Вас уродом
с железной штамповкой во рту. Истина и реальность лежат где-то посередине.
Вообще-то, точка зрения на человека
через его рот имеет весьма выраженную специфику. Я, например, как-то
услышал о себе через неплотно прикрытую дверь стоматологического кабинета:
- «Гляди-ка, он еще и острить пытается. С его-то зубами!». Дескать:
нет зубов – нет личности. Что может интересного представлять собой
гражданин, не способный толком укусить и откусить? Так-то, дорогие
клиенты. Руководитель одной из клиник на полном серьезе заявил мне,
что врач лучше меня знает, что и как для меня полезнее и целесообразнее.
Вопрос о том, что все это оплачивается мною и я имею право обсуждать
возможные сроки, вид, объем работ и их стоимость повис в воздухе.
Мы друг друга так и не поняли.
Вышесказанное настраивает на не слишком
оптимистический лад. Тем не менее, следует заметить, что все не так
уж и плохо. Спасает конкуренция. Присев на телефон и вооружившись
несколькими прайс-листами на стоматологические услуги, скачанными
из Интернета, Вы в течение парочки часов овладеете терминологией и
выясните массу полезных нюансов. Не забывайте в разговоре с фирмой
«А» намекнуть о скидках, действующих в фирме «Б», формовочных материалах
фирмы «Ц» и пломбировочных массах фирмы «Д». Вам расскажут в диалоговом
режиме все самое- самое не лучшее о конкурентах. Слушайте, делайте
заметки. Ваши знания – это снижение цен за лечение для Вас и повышение
его качества. Как ни странно, некоторые клиники уже начали дорожить
добрым именем и хорошими отзывами о своей деятельности. Это не может
не радовать. Ведь срабатывает все чаще угроза оповестить Мир через
Интернет и Прессу об особенностях реализации заявленного данными медиками
лозунга: «ДАДИМ ВСЕМ ПО ЗУБАМ!».
Если в платной стоматологии:
- при первом оформлении медкарточки
Вам суют на подпись договор с незаполненными строчками о гарантиях
и ответственности исполнителя,
- не интересуются у Вас наличием аллергических
реакций на какие-либо лекарственные средства,
- заставляют ждать запланированного
приема более четверти часа без извинений и аргументированных объяснений
задержки,
- врач на приеме работает без ассистентки,
то будет лучше сразу покинуть это заведение и поискать другое. Впрочем,
отсутствие таких характерных признаков еще не дает оснований для признания
клиники удовлетворительной, но вселяет некоторую робкую надежду.
Мне представляется еще, что надо избегать
центров, клиник и кабинетов, имеющих договоры на обслуживание солидных
газо-нефте-энергетических фирм и организаций или им подобных. Если,
конечно, Вы не имеете трудовых или иных теплых отношений с указанными
организациями, а являетесь «человеком с улицы». Ваша трудовая копейка
(рубль, сотня и штука) там не нужна, и, как показывает опыт, Ваша
просительская роль никак не поменяется на достойный клиентский статус.
По некоторым причинам юридического и налогового свойства стоматологи
не могут избавиться от функций обслуживания сторонних «приходимцев»,
но всячески их игнорируют, обладая стабильным и неиссякаемым финансовым
потоком за профилактику ртов руководящего и прочего состава элитного
трудового коллектива.
Такие вот заметки получились у меня
в процессе очередного брожения по стоматологическим кабинетам в поисках
добросовестного и не слишком дорогого зубного протезиста, которому
я хотел бы поручить монтаж моей будущей кусательной арматуры.
С этими вставными и съемными челюстями
я смогу, наконец, без акробатических фокусов кусать свои локти, что
приходится делать все чаще и чаще в нашей, богатой на потери, действительности.
В конце-то концов, - научились же мы снимать ботинки перед сном и
надевать их каждое утро перед выдвижением на работу или прогулку.
Главное, - чтобы обувь не давила, не терла и хорошо сидела. С зубными
протезами все то же самое, но только во рту. Важно еще иметь в наличии
продукты для непременного их пережевывания и сберечь средства для
постоянного возобновления продовольственных запасов.
***
Вам
говорят: - «Откройте пошире рот». Открыв рот, держитесь за карман.
Деньги вылетают оттуда с частотой посадок в стоматологическое кресло.
Большие, огромные такие деньжищи….